Традиционно задание на сопоставление веществ и набора реагентов, которые могут с ним взаимодействовать, вызывает большие сложности. Наиболее частый результат – 2 верных ответа из 4, что дает 0 первичных баллов на экзамене.
Как решать его правильно?
Даю свой метод.
1) Закрыть правый столбец рукой/листом бумаги.
2) Прочитать формулу вещества из левого столбца и описать его свойства максимально подробно.
3) По полученным свойствам придумать, с чем бы оно могло реагировать.
4) Открыть правый столбец и поискать в нем идеи из пункта 3).
Для описания свойств нужно мысленно задавать себе вопросы про вещество:
- простое или сложное;
- если простое, то металл или неметалл;
- если сложное, то какого класса;
- какие у него кислотно-основные свойства;
- какие у него окислительно-восстановительные свойства;
- в какой тип реакций вступают подобные вещества.
Например, сульфат алюминия – средняя соль, не имеет выраженных окислительно-восстановительных свойств, вступает в реакции обмена с другими солями и основаниями. Тогда будем для него искать что-то на обмен: растворимые соли и щелочи, аммиак. А сернистый газ кислотный оксид, преимущественно восстановитель. Для него будем искать воду, что-то щелочное и окислители.
Предлагаю решить несколько заданий и проверить на практике, насколько такой подход работает.
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
A) CuO
Б) CrO
В) Cu2O
Г) NO2
РЕАГЕНТЫ
1) S, P, H2O
2) Cu, NO, H2
3) HCl, O2, Al
4) H2O, SO2, N2
5) Cu, CO, NH3
Думаем про А): основный оксид, потенциально окислитель, с водой не реагирует, металл в составе малоактивный. Тогда ищем для него что-то кислотное и восстановители, воду исключить. Подходит только 5).
Думаем про Б): основный оксид, преимущественно восстановитель, с водой не реагирует, металл в составе средний по активности. Тогда ищем для него что-то кислотное, окислитель, воду исключить. Подходит 3).
Думаем про В): основный оксид, преимущественно восстановитель, с водой не реагирует, металл в составе малоактивный. Тогда ищем для него что-то кислотное и окислители, воду исключить. Подходит 3).
Думаем про Г): кислотный оксид, окислитель, с водой реагирует. Тогда ищем для него что-то щелочное и восстановители, воду можно брать. Подходит 1).
Ответ: 5331.
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
A) KBrO3
Б) CrO3
В) Mg
Г) Zn(OH)2
РЕАГЕНТЫ
1) Li2O, SO3, HF
2) HBr, Al, S
3) O2, H2, SiH4
4) NO, NO2, S
5) Fe, N2, I2
Думаем про А): средняя соль, сильный окислитель. Тогда ищем для него что-то на обмен и восстановители. Подходит 2).
Думаем про Б): кислотный оксид, сильный окислитель, реагирует с водой. Тогда ищем для него что-то на обмен, восстановители, воду. Подходит 2).
Думаем про В): простое вещество, металл с высокой активностью, восстановитель. Тогда ищем для него что-то кислотное и окислители, воду можно. Подходит 4).
Думаем про Г): амфотерный гидроксид, выраженных окислительно-восстановительных свойств не имеет. Тогда ищем для него щелочи и что-то кислотное. Подходит 1).
Ответ: 2241.