05.01.2024 ЕГЭ
При выполнении задания 1 в тестах КИМ ЕГЭ по химии нужно учитывать несколько моментов.


Проскок электрона.
Очень часто экзаменуемые забывают про электронное строение атомов меди и хрома. Нужно помнить, что основном состоянии конфигурация их валентных электронов будет 4s13d5 (Cr) и 4s13d10 (Cu). Ошибочные записи 4s23d4 и 4s23d9 дают неверный вывод про число электронов на внешнем электронном уровне и число неспаренных электронов.


Уровень и подуровень.
Электронный уровень (слой, оболочка) содержит в себе набор подуровней. Если проще, то уровень – это цифра (1, 2, 3…), а подуровень – буква (s-, p-, d-…). Например, на внешнем уровне атома серы находится 6 электронов, а не 4. Четыре электрона у нее на -подуровне, но не на 3 уровне целиком.

Валентные электроны.
Расположение валентных электронов у элементов главных и побочных подгрупп отличается. Со школы люди обычно помнят только про элементы главных подгрупп. У них валентными электронами считаем электроны внешнего уровня. У элементов главных подгрупп это будут электроны не только внешнего уровня, но и d-подуровня, который у них заполняется. Таким образом валентные электроны у элементов главных подгрупп находятся на одном уровне, а у побочных – на двух.

Строение катионов и анионов.
Помним, что простые катионы образуются из атомов металлов, а простые анионы – из атомов неметаллов. Часто допускают ошибки именно из-за невнимательности и плохого навыка различать металлы и неметаллы. Рекомендую запомнить диагональ «бор-астат» в таблице Менделеева при определении типа элемента.

Электронно-графические формулы.
Для решения 1 номера на экзамене рекомендую расписывать электронно-графические формулы с ячейками. Для этого нужно будет потратить пару минут, но шанс ответить верно возрастает. Так можно нагляднее представить расположение электронов на подуровнях, сколько из них будет неспаренными.

Предлагаю решить несколько заданий и убедиться, что вы усвоили основные моменты:

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня.

1) Al 2) H 3) Ge 4) V 5) Cu

Правильными ответами здесь будут 2 и 5.
Если расписать правильно электронные формулы всех элементов, то получим для их внешних уровней:

Al – 3s23p1, H – 1s1, Ge – 4s24p2, V – 4s2, Cu – 4s1

У водорода и меди получаем ns1. Если забыть про проскок электрона у атома меди, то получатся ответы 4 и 5.

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов содержат одинаковое число электронов на внешнем уровне.

1) Ca 2) Al 3) Cr 4) S 5) Sc

Правильными ответами здесь будут 1 и 5. Если расписать правильно электронные формулы всех элементов, то получим для их валентных подуровней:

Ca – 4s2, Al – 3s23p1, Cr – 4s13d5, S – 3s23p4, Sc – 4s23d1

У кальция и скандия получаем по два электрона на внешнем уровне.

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов содержат одинаковое число неспаренных валентных электронов.

1) Li 2) S 3) Cr 4) Zn 5) Cu

Правильными ответами здесь будут 1 и 5. Если расписать правильно электронные формулы всех элементов, то получим для их валентных подуровней:

Li – 2s1, S – 3s23p4, Cr – 4s13d5, Zn – 4s23d10, Cu – 4s13d10

У лития и меди получаем по одному неспаренному электрону.

Определите, катионы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию атома аргона.

1) Cl 2) S 3) Ca 4) Sc 5) Na

Для начала вспомним, что простой катион можно сформировать из атома металла. Тогда останутся варианты 3, 4, 5. К атому аргона максимально близки кальций и скандий, они и будут ответами. Атом натрия находится в третьем периоде и при потере одного электрона получит электронную конфигурацию атома неона.
08.01.2024 ЕГЭ
Традиционно задание на сопоставление веществ и набора реагентов, которые могут с ним взаимодействовать, вызывает большие сложности. Наиболее частый результат – 2 верных ответа из 4, что дает 0 первичных баллов на экзамене. Как решать его правильно? Даю свой метод.

1) Закрыть правый столбец рукой/листом бумаги.
2) Прочитать формулу вещества из левого столбца и описать его свойства максимально подробно.
3) По полученным свойствам придумать, с чем бы оно могло реагировать.
4) Открыть правый столбец и поискать в нем идеи из пункта 3).

Для описания свойств нужно мысленно задавать себе вопросы про вещество:
- простое или сложное;
- если простое, то металл или неметалл;
- если сложное, то какого класса;
- какие у него кислотно-основные свойства;
- какие у него окислительно-восстановительные свойства;
- в какой тип реакций вступают подобные вещества.
Например, сульфат алюминия – средняя соль, не имеет выраженных окислительно-восстановительных свойств, вступает в реакции обмена с другими солями и основаниями. Тогда будем для него искать что-то на обмен: растворимые соли и щелочи, аммиак. А сернистый газ кислотный оксид, преимущественно восстановитель. Для него будем искать воду, что-то щелочное и окислители.
Предлагаю решить несколько заданий и проверить на практике, насколько такой подход работает.

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
A) CuO
Б) CrO
В) Cu2O
Г) NO2
РЕАГЕНТЫ
1) S, P, H2O
2) Cu, NO, H2
3) HCl, O2, Al
4) H2O, SO2, N2
5) Cu, CO, NH3
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
A) KBrO3
Б) CrO3
В) Mg
Г) Zn(OH)2
РЕАГЕНТЫ
1) Li2O, SO3, HF
2) HBr, Al, S
3) O2, H2, SiH4
4) NO, NO2, S
5) Fe, N2, I2
Думаем про А): основный оксид, потенциально окислитель, с водой не реагирует, металл в составе малоактивный. Тогда ищем для него что-то кислотное и восстановители, воду исключить. Подходит только 5).


Думаем про Б): основный оксид, преимущественно восстановитель, с водой не реагирует, металл в составе средний по активности. Тогда ищем для него что-то кислотное, окислитель, воду исключить. Подходит 3).


Думаем про В): основный оксид, преимущественно восстановитель, с водой не реагирует, металл в составе малоактивный. Тогда ищем для него что-то кислотное и окислители, воду исключить. Подходит 3).


Думаем про Г): кислотный оксид, окислитель, с водой реагирует. Тогда ищем для него что-то щелочное и восстановители, воду можно брать. Подходит 1).
Ответ: 5331.

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Думаем про А): средняя соль, сильный окислитель. Тогда ищем для него что-то на обмен и восстановители. Подходит 2).


Думаем про Б): кислотный оксид, сильный окислитель, реагирует с водой. Тогда ищем для него что-то на обмен, восстановители, воду. Подходит 2).


Думаем про В): простое вещество, металл с высокой активностью, восстановитель. Тогда ищем для него что-то кислотное и окислители, воду можно. Подходит 4).


Думаем про Г): амфотерный гидроксид, выраженных окислительно-восстановительных свойств не имеет. Тогда ищем для него щелочи и что-то кислотное. Подходит 1).
Ответ: 2241.
09.01.2024 ЕГЭ
Традиционно бромной водой называют раствор брома в воде. Иногда в работах учеников встречается ошибочное мнение, что это будет HBr или что-то иное. В реальности химическое взаимодействие между бромом и водой протекает лишь в малой степени по реакции диспропорционирования:

Br2 + H2O ⇄ HBr + HBrO

Большая часть брома остается физически растворенной в воде и в неизменном виде. Поэтому в рамках ЕГЭ и ДВИ реакцию с бромной водой считаем реакцией с Br2.
Применение бромной воды в заданиях ЕГЭ и ДВИ основано на ее сильных окислительных свойствах и характерной оранжево-коричневой окраске. В ходе реакции она исчезает, что позволяет использовать реакцию в роли качественной при определении различных классов органических соединений. Приведу основной список органических соединений, которые обесцвечивают бромную воду: алкены, алкадиены, алкины, фенолы, альдегиды, ароматические амины, непредельные жиры. Отдельно стоит отметить реакцию с муравьиной кислотой. Здесь проявляются ее восстановительные свойства:

HCOOH + Br2 = CO2 + 2HBr

Видимыми признаками будут образование газа и обесцвечивание раствора.
Реакции с алкенами, алкадиенами, непредельными жирами и подобными соединениями с кратной связью углерод-углерод идут по типу присоединения:

R-CH=CH-R + Br2 = R-CHBr-CHBr-R

Видимым признаком будет обесцвечивание раствора.
Реакции ароматических аминов и фенолов идут по типу замещения в свободные орто- и пара-положения относительно функциональных групп.
Видимыми признаками будут образование белых осадков и обесцвечивание раствора.
В неорганических реакциях раствор брома может участвовать в роли окислителя. Для примера приведу несколько реакций, соответствующих логике ЕГЭ:

Na2SO3 + Br2 + H2O = Na2SO4 + HBr
2FeBr2 + Br2 = 2FeBr3
H2S + Br2 = S + 2HBr
H3PO3 + Br2 + H2O = H3PO4 + 2HBr

12.01.2024 ЕГЭ
Традиционно задание на сопоставление веществ и набора реагентов, которые могут с ним взаимодействовать, вызывает большие сложности. Наиболее частый результат – 2 верных ответа из 4, что дает 0 первичных баллов на экзамене.

Как решать его правильно?

Даю свой метод.
1) Закрыть правый столбец рукой/листом бумаги.
2) Прочитать формулу вещества из левого столбца и описать его свойства максимально подробно.
3) По полученным свойствам придумать, с чем бы оно могло реагировать.
4) Открыть правый столбец и поискать в нем идеи из пункта 3).

Для описания свойств нужно мысленно задавать себе вопросы про вещество:
- простое или сложное;
- если простое, то металл или неметалл;
- если сложное, то какого класса;
- какие у него кислотно-основные свойства;
- какие у него окислительно-восстановительные свойства;
- в какой тип реакций вступают подобные вещества.
Например, сульфат алюминия – средняя соль, не имеет выраженных окислительно-восстановительных свойств, вступает в реакции обмена с другими солями и основаниями. Тогда будем для него искать что-то на обмен: растворимые соли и щелочи, аммиак. А сернистый газ кислотный оксид, преимущественно восстановитель. Для него будем искать воду, что-то щелочное и окислители.
Предлагаю решить несколько заданий и проверить на практике, насколько такой подход работает.

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
A) CuO
Б) CrO
В) Cu2O
Г) NO2

РЕАГЕНТЫ
1) S, P, H2O
2) Cu, NO, H2
3) HCl, O2, Al
4) H2O, SO2, N2
5) Cu, CO, NH3

Думаем про А): основный оксид, потенциально окислитель, с водой не реагирует, металл в составе малоактивный. Тогда ищем для него что-то кислотное и восстановители, воду исключить. Подходит только 5).

Думаем про Б): основный оксид, преимущественно восстановитель, с водой не реагирует, металл в составе средний по активности. Тогда ищем для него что-то кислотное, окислитель, воду исключить. Подходит 3).


Думаем про В): основный оксид, преимущественно восстановитель, с водой не реагирует, металл в составе малоактивный. Тогда ищем для него что-то кислотное и окислители, воду исключить. Подходит 3).


Думаем про Г): кислотный оксид, окислитель, с водой реагирует. Тогда ищем для него что-то щелочное и восстановители, воду можно брать. Подходит 1).


Ответ: 5331.

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
A) KBrO3
Б) CrO3
В) Mg
Г) Zn(OH)2

РЕАГЕНТЫ
1) Li2O, SO3, HF
2) HBr, Al, S
3) O2, H2, SiH4
4) NO, NO2, S
5) Fe, N2, I2

Думаем про А): средняя соль, сильный окислитель. Тогда ищем для него что-то на обмен и восстановители. Подходит 2).


Думаем про Б): кислотный оксид, сильный окислитель, реагирует с водой. Тогда ищем для него что-то на обмен, восстановители, воду. Подходит 2).


Думаем про В): простое вещество, металл с высокой активностью, восстановитель. Тогда ищем для него что-то кислотное и окислители, воду можно. Подходит 4).


Думаем про Г): амфотерный гидроксид, выраженных окислительно-восстановительных свойств не имеет. Тогда ищем для него щелочи и что-то кислотное. Подходит 1).

Ответ: 2241.
08.02.2024 ЕГЭ
При проверке органических цепочек (задание 32 ЕГЭ) и уравнения реакции в задаче по органике (задание 33 ЕГЭ) рекомендую обращать внимание на определенный набор элементов. Ниже приведена схема проверки и примеры соответствующих ошибок ваших предшественников, каждая из которых может стоить вам одного первичного балла.

1) использование только структурных формул органических веществ, а не молекулярных.
2) наличие коэффициентов в реакции, а также правильность их расстановки. Обратите особое внимание на реакции жесткого окисления, где очень часто не уравнена кислота или вода.
3) правильное употребление условий осуществления реакций и правильность написания катализаторов. Напоминаю, что на экзамене писать их не нужно в принципе, однако при обучении советую это делать. Знание может пригодиться для тестовой части.
4) наличие всех индексов внутри структурных формул органических веществ и иных участников. Часто теряется индекс при атомах водорода и в молекулах галогенов.
5) наличие кратных связей и «кружка» при отображении ароматических фрагментов.
6) отсутствие «палочки» к катиону в солях аминов. Палочка - ковалентная связь, а не ионная. Также проблемы с расстановкой зарядов в солях аминов. Есть плюс, но нет минуса, например. По поводу написания солей карбоновых кислот, алкоголятов, фенолятов, производных алкинов строго пока не спрашивают, однако писать «палочки» на местах заведомо ионных связей металл-неметалл не советую.
7) корректное изображение структур, указание связей. Иногда рисунок может быть искажен вплоть до полной неузнаваемости и разделения на фрагменты.
© 2023 Химакадемия
ИНН505501759056
7 926 812 97 60
aghal@yandex.ru